А.А.Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь»
Тема урока: А.А.Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь»
Цели: образовательная: сформировать у учащихся умения определять тему и идею произведения;
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения стихотворения, интеллект, память, умения обосновать свои ответы, расширять кругозор новыми сведениями;
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, призывать к умению любить и дорожить любимым человеком.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
Вид урока: комбинированный урок
Форма урока: групповая, индивидуальная
Оборудование: мультимедийный кабинет: компьютер, интерактивная доска, слайды, военная форма учащихся, гармошка, музыкальное оформление.
Ход урока:
І. Организационный момент. Приветствие, проверка присутствия учащихся на уроке.
Слайд 1. Эпиграф урока: Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её надо так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы…
Н.Островкий
Слово учителя: Жизнь – это подарок судьбы, и поэтому надо уметь ценить жизнь. Очень хорошо понимали это наши солдаты, когда защищали Родину, когда не раз сталкивались со смертью. Об этом и другом сегодня на уроке.
ІІ. Опрос домашнего задания. К.М.Симонов. «Жди меня».
К.М.Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Первые стихи были напечатаны в 1936 году. С 1941 года в армии. В 1942 было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника. Произведения: «Живые и мёртвые», «Дни и ночи», «Четвёртый», «Родина», «Жди меня»… Герой Социалистического Труда |
Чтение стихотворения наизусть учащимися. По ходу вопросы по тексту:
- О чём это стихотворение? По кому он скучает солдат? Чего больше всего ему хочется?
- Какие слова вам особенно запомнились? Что хочет сказать автор этими словами?
- В каких строчках выражена основная мысль?
- Как думаете, как надо читать это стихотворение?
- Что вы можете рассказать об авторе стихотворения?
- Какова тема стихотворения?
ІІІ. Закрепление домашнего задания методом ассоциации, использованием картинок о войне. Слайд 2. Война – это смерть, несчастье, слёзы, голод, холод, разрушение, страх… (Показ сюжетных картинок о войне).
ІҮ. Объявление новой темы. А.А.Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь» Слайд 3. Портрет поэта.
А.А.Сурков – русский поэт, общественный деятель. Родился 1(13) октября 1899 года в деревне Середнево Рыбинского уезда Ярославской губернии. В годы войны получил звание подполковника. Произведения: «Я пою победу», «Песня смелых», «Дороги ведут на запад», «Бьётся в тесной печурке огонь» и т.д. Герой Социалистического Труда |
«Землянка»… «Песня смелых»… «Человек склонился над водой»… Если среди нас живёт поэт, болдинская осень которого пала на два самых тяжелейших, самых страшных года – сорок первый и сорок второй, то ведь это не просто совпадение, это качество души, которая с самой большой силой приблизилась к душе народа именно в самую тяжёлую годину»
К.Симонов
Это слова К.М.Симонова об А.А.Суркове. Хороший отзыв, добрые слова. А что ещё связывает этих авторов? (После ответов учеников добавлю) К.М.Симонов посвятил одно своё стихотворение А.А.Суркову. Называется стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». А сегодняшнее стихотворение он посвятил своей жене Софье Кревс. Это письмо-послание любимому человеку.
Ү. Выразительное чтение стихотворения учителем.
ҮІ. Словарно-фразеологическая работа:
Печурка — маленькая печка
Поленья — куски распиленного или расколотого бревна для топки
Тосковать — скучать
Вьюга — снежная буря
Заплутавшее — заблудшее (адасқан)
Негасимая — өшпеген
ҮІІ. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
ҮІІІ. Заучивание мелодии песни. Композитор Константин Листов. Инсценировка. Сидящие и поющие около огня «солдаты»-учащиеся.
ІХ. Закрепление темы репродуктивной беседой:
- Стихотворение не имеет заглавия. Как бы вы его озаглавили?
- Какие чувства и мысли выражены в стихотворении?
- Как раскрывается в стихотворении нерасторжимая связь судьбы отдельного человека с судьбой народа?
- Какова тема и идея стихотворения?
- Какова связь между этими авторами и их стихотворениями?
К.М.Симонов – русский поэт. В годы войны получил звание полковника. Герой Социалистического Труда | А.А.Сурков – русский поэт. В годы войны получил звание подполковника. Герой Социалистического Труда
|
«Жди меня» — стихотворение о войне Положено на музыку композитором Соломоном Дойчером. Посвящено актрисе В.Серовой. | «Землянка» — стихотворение о войне Положено на музыку композитором К. Листовым. Посвящено жене Софье Кревс.
|
Х. На дом: выучить стихотворение наизусть, заучивать мелодию песни.
ХІ. Комментирование и выставление оценок учащихся