А. П. Чехов Рассказ «Хамелеон»
Неделя | День | В школе | |||||
Название занятия: | А. П. Чехов Рассказ «Хамелеон» | ||||||
Общие цели: | Учащиеся могут:- определить основную идею, тему произведения — создать психологический портрет героев произведения
| ||||||
Результаты обучения: | — Умеют выделить основные темы в повести- Могут дать характеристику героям произведения — Обретают навыки работы в группе — Знают основные факты из жизни и творчества писателя
| ||||||
Ключевые идеи: | Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными. (К.И.Чуковский). | ||||||
Задания: | І Вводный тренинг для знакомства. Каждый ученик называет свое имя и одно хорошее качество в характере. Все готовы к полёту, В страну белоснежную и очень полезную. На пути нас ждут большие испытания, А на финише – победа, радость, знания! Разделение на группы и определить наблюдателей (разделить на 3 группы с помощью пословиц о чести и достоинстве) ІІ Вызов 1. Стратегия «Корзина идей» ( учащиеся высказывают мысли о том, что они больше всего ценят в человеке?)
2. Работа над эпиграфом к уроку ІІІ Осмысление 1. Работа с отдельными отрывками из произведения Приём «Фишбоун» (рыбий скелет» : в голове помещаем основной вопрос рассказа «Чья собака?». На верхних «косточках» скелета мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту. В процессе работы обучающиеся отмечают шесть мнений-ответов на центральный вопрос, зафиксированный «в голове», и столько же решений Очумелова (например, 1 : «Я покажу вам, как собак распускать!» — «…истребить надо! Немедля!» — и так далее). Вследствие чего они легко приходят к выводу, что главный герой рассказа – человек лицемерный, так как он менял своё мнение много раз, и угодливый, потому что менял его в зависимости от чина хозяина собаки. І группа- мнение толпы ІІ группа- реакция Очумелова ІІІ группа- реакция собачонки 2. Смысл названия рассказа «Хамелеон» а) Как вы считаете, почему так назван рассказ? (высказывания учащихся) б) Понятие о художественной детали Работа в группах. 3. Организуя работу в группах, предъявляем вопросы, ответы на которые помогут понять, какую же именно роль в рассказе играет шинель Очумелова. Группы получают карточки со следующими вопросами: І группа Почему, давая портрет Очумелова, Чехов не упоминает ни о какой другой детали одежды полицейского надзирателя, кроме шинели?
ІІ группа О чем нам говорит такая подробность, что шинель у Очумелова новая (обратите внимание на то, в какое время года происходят описываемые в рассказе события)? ІІІ группа Как вы думаете, как именно надета на Очумелова шинель – расстегнута она или застегнута на все пуговицы? Разминка 1 «Биописьмо» на героев произведения -имя героя -три прилагательных, характеризующих героя -две-три вещи, которые он любит -два-три страха, которых он боится -социальная роль героя -достижения героя -чего он ожидает от жизни? І группа- Очумелов ІІ группа- Хрюкин ІІІ группа- собака ІV Стадия рефлексии Стратегия «Хайку». Цель этого приёма – осмыслить свою деятельность на уроке и дать личностную оценку. 1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то 2. Где и что делал (место и действие) 3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений) 6 Оценивание учащихся наблюдателями | 3 мин
3мин
3 мин
10-12 мин
2 мин
5 мин 5 мин
5 мин
3 мин
3 мин | Похвалить учащихся за хорошие мысли. Поддержать, помочь в высказываний своих мнений
Оценка наблюдателей по данным критериям: — «Корзина идей» 1-2 балла — «Фишбоун» 1-3 балла — Индивидуальные ответы 1 балл — Работа в группах по карточкам 1-2 балла
Самооценка | ||||
VІ Домашнее задание: 2 Письменно ответить на вопрос: «Сколько хамелеонов вы видите в рассказе Чехова?» , «Случаи хамелеонства в нашей жизни». Обоснуйте свое мнение. VІІ Итоги урока | 1 мин
| ||||||
Подход,основанный на совместной работе: | Приём «Фишбоун» «Биописьмо» Стратегия «Хайку» | ||||||
Рефлексия | РефлексияСтратегия «Хайку» | 3 мин | Самооценка (по ответам учащихся) | ||||
Источники: | Учебник для 8 класса «Русская литература»Повесть А.П.Чехов «Хамелеон» | ||||||
Рекомендуемая литература: | Прочитать рассказы А.П.ЧеховаДополнительная литература о писателе | ||||||