Картины моря в искусстве слова (7 «А» класс)
Тема урока: Картины моря в искусстве слова (7 «А» класс)
Цель урока: стремление к максимально возможной дополнительной информации для углубленного изучения темы урока
Задачи урока: 1) показать роль художественной литературы, а также других видов искусства в формировании эстетических чувств учащихся;
2) совершенствовать навыки самостоятельной работы монологической речи учащихся, анализа поэтического текста; обобщить изученное в предыдущих классах;
3) учиться видеть и понимать прекрасное, постигать
культурные ценности ;
Тип урока: комбинированный
Методы обучения : словесный, объяснительно-иллюстративный,поисковый, исследовательский
Оборудование : презентация картин известных художников,аудиозапись со звуками моря, раздаточный материал (описание моря)
Ход урока:
І. Орг. Момент
Мифы древних культур рассказывают нам о значении для человека звёзд и моря, неба и воды… Звёзды и свет являются символами духа. Вода —символом души. Волны — символом душевной подвижности…
– Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Ребята, кто из вас был на море? Какое море вы видели? Чем оно вам запомнилось? (Ответы детей.)
ІІ. Изучение новой темы
Море с незапамятных времен манило к себе человека. Люди любовались морем, слушали шум прибоя. Море было частью бытия человека, оно одновременно пугало и притягивало своей красотой, силой и непредсказуемостью. Поэтому “корни морской темы уходят в мифы”. Так, в мифах Древней Греции рассказывается о властелине морей — Посейдоне. Волны моря послушны малейшему движению его руки. “Когда взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда словно горы вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова море спокойно, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега — синее, беспредельное”. 2.Ребята, какая часть нашей планеты состоит из воды ?(3/4 часть нашей планеты состоит из воды) 3.Море — это стихия, которая очень трудно покоряется человеку, и с нейпомериться силой может лишь сильный и мужественный человек.
Кто из известных людей был связан с морем ? ( назвать известные личности из серии «100 человек,которые изменили ход истории» Марко Поло, Христофор Колумб, Горацио Нельсон, Петр Первый,Чарльз Дарвин, Руаль Амундсен)
4.Морские пейзажи нашли свое отражение в произведениях художников, писателей, поэтов,композиторов ,а также в устном народном творчестве, многих людей разных национальностей
5.Назовите известных художников, запечатлевших море (презентация картин)
6.Назовите произведения писателей и поэтов, в которых есть описание моря
Былина «Садко»
А. С. Пушкин « К морю »
М. Ю. Лермонтов «Парус»
Ч. Айтматов «Белый пароход» , «Пегий пес, бегущий краем моря»;
В. Катаев «Белеет пару одинокий»
А. Грин «Алые паруса »
Г. Мусрепов «Солдат из Казахстана»
А. Нурпеисов «Кровь и пот» и т.д.
Слыша легкий плеск волны или мощный шум огромного вала, тысячами искр разбивающегося о крутые скалы и камни берега, поневоле вспоминаешь сказочных персонажей – чудо-кита, русалок, золотую рыбку…
Каких еще героев подарило море?
Какие стихотворения о море вы знаете? Прочитайте свое любимое стихотворение о море наизусть
7.Работа по учебнику
1) произведение А. С. Пушкина «К морю»
2)Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…»
Чем отличаются разговоры поэтов с морем в стихотворениях А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева?
А) Чем притягательно море для Пушкина?
3) Работа по вариантам
Выделите эпитеты, метафоры, сравнения,характеризующие море в стихотворениях А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева
4)Сравните образ моря в стихотворении «К морю» с образом моря в «Сказке о рыбаке и рыбке.» Что символизирует морская стихия у Пушкина?
ІІІ. Закрепление
- К данным картинам подберите описание (презентация картин)
ІҮ. Рефлексия
- Море – кто не восхищался им, когда стоял на берегу и смотрел в его бесконечную даль. Море заставляет мечтать.Есть ли моря без кораблей? Вот кораблики нашего урока на которых можно написать о своей мечте, об одной или несколько
Ү. Домашнее задание: стр.158 задание 7,8; выучить стихотворение о море.
Опережающее задание Поэтика степного пространства, подготовить презентации.
ҮІ. Подведение итогов урока.
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное »
- Определите эти художественные тропы
Живое море..,
Вольный простор..,
Зыбь великая..,
Чуткие звезды
2.Потопить свою душу..,
В этом волнении…
Я потерян стою…
А. С. Пушкин «К морю »
1.Свободная стихия..,
Гордого красой..,
Шум призывный..,
Предел желанный..,
Своенравные порывы…
2…ты взыграл, неодолимый…
И стая тонет кораблей…
И по хребтам твоим направить
Мой поэтический побег.
Вотще рвалась душа моя…
…страстью очарован,
У берегов остался я…
3.Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час
…как бури шум