Анализ стихотворений И. Бродского «В деревне Бог живет не по углам» и с А. С. Пушкина «Бесы»
Тема урока:
Анализ стихотворений И. Бродского «В деревне Бог живет не по углам» и с А. С. Пушкина «Бесы»
Цели урока: закрепление и углубление знаний о славянской мифологии; познакомить учащихся со стихотворениями И.Бродского «В деревне Бог живёт не по углам…» и А.С.Пушкина «Бесы» и элементами анализа художественного произведения; дать понятие о стихотворном размере и научить определять стихотворный размер изученных стихотворений; расширить кругозор учащихся.
План и ход урока.
- Оргмомент. Сообщение цели урока.
- Интеллектуальная разминка (по материалу прошлого урока). Работа в группах. На обсуждение вопросов даётся 5-7 минут.
- Почему так слабо изучена славянская мифология? (Назовите основные причины).
- Что такое многобожие? На чём основаны язычество и христианство?
- Когда на Руси было принято христианство?
- Почему не сохранились сведения о славянских богах и дошли до нас не все имена богов?
- Расшифруйте ребусы. В них – имена славянских богов.
МАКОШЬ – богиня изобилия и счастливой судьбы; мать сырая земля.
СВЯТОВИД – славяне считали его пророком, оракулом. Говорил он с людьми устами своего жреца. Но и у того жизнь была не сахар. Убирая храм, он не имел права…дышать, чтобы не осквернить божество. Чтобы перевести дух, нужно было выйти во двор или просто высунуться из святилища.
Обычно истукан стоял, скрытый от глаз красной завесой. Но был день в году, когда он являл народу все свои четыре лика. Проходило торжество по окончании жатвы, в августе. К храму стекалось множество народа. Приводили скот для жертвы богу и для праздничного пира.
Поутру, когда первые лучи солнца ударят в лицо бога, под трубный глас открывались врата храма. Первосвященник, одетый в четыре тонких хитона – багряный, зелёный, жёлтый и белый, — входил в святилище, брал из руки Святовида рог с вином, налитым год назад, и поверял, сколько убыло. Если рог оказывался почти пуст – это сулило плохой урожай на следующий год, если вина испарилось не так много, год будет плодородным. Вылив остаток вина к стопам бога, жрец наливал новое, сам выпивал его, моля об изобилии, богатстве и о победе над врагами. Вновь наполнив священный сосуд, он вкладывал его в руку Святовида – до следующего года.
Потом следовали многочисленные жертвоприношения. Бывало, что приносили в жертву пленников. Затем начинался следующий обряд. Во двор храма вносили огромный круглый пирог из пряничного теста, внутри которого сидел один из жрецов. Жрец спрашивал народ: «Видно ли меня?» Если он был заметен, то молил бога, чтобы в следующем году урожай был хорош, а зерна столько, что пирог скроет его от людских глаз. Кстати, подобный обычай бытует и поныне на некоторых сельских праздниках. Только вместо пирога накладывают на блюдо гору блинов да пышек, за которой и прячется сидящий за столом хозяин дома.
Свершив положенные ритуалы, люди начинали есть, пить, веселиться. И лишь когда последний лучик солнца угасал, переставая освещать направленный на запад лик идола, двери храма закрывались.
СТРИБОГ – считался одним из главных богов. Предки поклонялись ему, так как он покровитель ветров, погоды. Жизнь людей напрямую зависела от погодных условий, потому что они влияли на урожай.
РОД – один из древнейших славянских божеств, творец, родитель всего сущего. Он был не только создателем вселенной, но и владетелем земли, неба, подземного царства. Учёные считают, что он возник ещё во 2-м тысячелетии до н.э., задолго до появления мифов о Перуне и других богах. Род считался единым предком всех славянских племён. От его имени пошли очень многие важные слова в нашем языке: родня, родить, родина, народ, природа, урожай и др. и в то же время это один из самых загадочных персонажей славянской мифологии. Когда зарождались у славян государства, он уступил первое место Перуну, Стрибогу, Святовиду. О себе он не оставил никаких вещественных следов. Лишь в памяти народной сохранился надолго. Долго на Руси в осеннюю пору, после обмолота хлебов, шумели ритуальные пиры в честь Рода. Мы и сегодня говорим: «Что на роду написано, того не миновать». Будто верим, что при рождении человека его будущее записывается в книгу древнего бога Рода.
- Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворений «Морская царевна» М.Ю.Лермонтова, «Русалочка» К.Д.Бальмонта. Чтение наизусть стихотворения «Домовому» А.С.Пушкина.
- Работа в тетрадях. Запись темы урока.
- Слово учителя о поэте Иосифе Бродском (или выступает с сообщением заранее подготовленный ученик).
- Чтение стихотворения «В деревне Бог живёт не по углам…» (стр. 93-94) и комментарий учителя со словарной работой.
Бог живёт не по углам – изображение христианского Бога и христианских святых в виде икон помещалось в «красный» (правый) угол избы.
Освящает кровлю и посуду – в христианском ритуале освящение делает дом и всё, что в нём находится, очищенным от скверны, от злых сил.
Честно делит двери пополам – в деревне двери состоят из двух створок, таких же, как на складнях – иконах: из двух симметричных частей. Симметрия – гармония. Жизнь деревенского человека симметрична природе. Это честная жизнь. Бог, который честно делит двери пополам, — справедливый Бог.
Очевидец – человек, который сам своими глазами наблюдает какое-то событие, смотрящий на что-то со стороны.
Атеист – человек, отрицающий всякое существование Бога и религии.
Насмешник – человек, любящий насмехаться.
В избытке – в обилии, в полноте, в излишке.
- Работа с текстом стихотворения. Сделайте вывод.
- Где живёт христианский бог? Докажите это примерами из текста стихотворения.
- Кто же автор: очевидец или насмешник?
Цитаты. И.Бродский: «Ни язычество, ни христианство не могут удовлетворить полностью духовные потребности человека…»
А.Уланов: «Всё у Бродского под вопросом, поэтому он и атеист, и поклонник … Бога, но не насмешник».
VIII. Чтение отрывка о низшей мифологии славян. (см. энциклопедию «Я познаю мир», стр. 161-166)
Кто не знает чёрта? Чуть что не так, с языка срывается: «Чёрт побери!» обидевшись, восклицаем: «Ну и чёрт с ним!» Когда сердимся, говорим: «Иди к чёрту!»
Враг человеческого рода, злой дух дохристианского происхождения, всегда стремящийся соблазнить, толкнуть на дурной поступок, чёрт очень густо заселил землю. Говорят, что у каждого человека есть не только свой ангел-хранитель, но и свой собственный чёрт. Примостился он за левым плечом человека и на левое ухо нашёптывает ему всяческие нехорошие замыслы. Стоит его послушаться, совершить какую-нибудь пакость, чёрт радуется, хлопает в ладоши, а бедный ангел-хранитель ведёт счёт грехам своего подопечного.
В народе чёрта чаще называют бесом. А вообще у него целая куча имён. Только в «Толковом словаре великорусского языка» В.И.Даля насчитывается более 40 его наименований. Это лукавый, ворог, нечисть, нелёгкий, сатана, демон, дьявол, лихой, чёрная сила, анчутка, куцый… Ведь поминать чёрта по имени считается большим грехом.
Сам бес обычно мелкенький, чёрненький, лохматый, с длинным хвостом, копытами и рожками. И непременно хроменький. Ноги он себе сломал ещё до сотворения человека, когда за грехи да каверзы спихнули чертей с неба на землю. Сорок дней и ночей летели до земли бесы, и где кто упал, там и поселился. Одни обжились в болоте. Помните присказку: «Было бы болото, а черти найдутся»? Другие обитают в дремучих лесных чащобах.
А есть и такие, что поселились вблизи человека, рядом с его жильем. И сколь нелукав черт, как не изощренны его выдумки, но, вступая во взаимодействие с человеком, он часто оказывается побежденным. Любят бесы пить горькую, курить табак, играть в карты, кости, да еще в игре «передергивают», жульничают. Причем в азарте могут проиграться до последней нитки, а допиться «до чертиков». Правда люди говорят, что и вино, и карты , и табак – бесовские изобретения.
Черти любят ходить друг к другу в гости, шумно справлять свадьбы. Они могут насылать непогоду, метель, снежные вихри, способные «закружить», «водить», сбить с дороги.
Не случайно называют чертей, бесов «черной силой». Уж очень они любят черный цвет.
Фантазия чертей, являющихся человеку в разнообразных образах, неистощима. Они могут привидеться камнем, поленом, ворохом сена, и даже клубком ниток. Лишь личина петуха – вестника рассвета да божьей птицы голубя для него не доступны. А вот в виде старого знакомого, соседа и даже ребенка черт может предстать. Спрячет рожки и хвост – не узнаешь. И на правах «свояка» искушает, подбивает на неблаговидные поступки. Потом одумавшись, человек, нехорошо, восклицает: «Черт попутал!».
Благодатное поле для бесовской работы – пьяницы. Их черти любят и легко прибирают к рукам, заставляя выполнять любую свою прихоть. Могут даже в омут за собою заманить и утопить. Но чаще все же толкают на такие постыдные дела, что позорят само сердце человеческое. Искуситель проникает в сердце пьяницы, и не бывает тому покоя, чахнет от страшной тоски. Говорят: «Допился до чертиков!»
Считают многие, что именно по наущению беса свершаются убийства, поджоги и другие преступления.
Тешится бес и с душевнобольными. Говорят, что на них, беззащитных, черт воду возит. Жертвой беса считают и самоубийц, утопленников, потому и хоронили их не на кладбищах, а за оградой, под голой насыпью, без креста.
Есть и такие люди, о которых прямо говорят: в него (в нее)бес вселился. Сами «порченые» — кликуши, подверженные истерии,- считают, что бес вселился в них через рот, который они не перекрестили во время зевка или при еде. «Снять порчу» — дело непростое, справиться с ним может даже не каждый знахарь. Правда, порой подобную операцию проводят и в церквях.
Предки наши повседневно опасались черта. Ему отдавали самые неблаговидные роли в сказках, и песнях.
Подсмеивались, а сами береглись люди черта. В избах прикрывали крынки, сосуды для воды тряпицей или дощатой крышкой, в крайнем случае крест-накрест уложенными лучинками, «чтобы черт не залез». Зевнув, крестили рот. Знали средства, чтобы избавиться от дьявольского наваждения.
Нелегко людям справиться с вездесущим бесом- искусителем. Слаб человек. Надо крепко блюсти себя. Лишь честный, искренний, принципиальный человек может избежать бесовских чар. Ведь говорят в народе: «Душой кривить – черту служить». И еще: «Пошла душа по рукам – у черта будет».
Так что лишь от себя самого зависит, принадлежать и душа тебе или мелкому, зловредному, коварному бесу. Одним словом – «держи черта за рога!»
Вопрос учителя: Какова основная цель беса? (Сбить с пути истинного)
- IX. Выразительное чтение учителем стихотворения А.С.Пушкина «Бесы». (стр. 95-96)
- X. Работа в тетрадях. Составление таблицы. (Заполнение последней колонки таблицы будет происходить после изучения повести А.С.Пушкина «Метель»)
Вопросы | «Бесы» | «Метель» |
Место действия | Чистое поле, неведомые равнины | |
Время действия | Зимняя ночь | |
Стихийное явление | Вьюга | |
Пейзажные образы | Тучи, невидимка-луна, снег, мутное небо, ночь мутна, вьюга, овраг, поле, белеющие равнины. | |
Цвета | Мутный, белый, чёрный (тьма) | |
Результат действия стихийных сил | Все дороги занесло, сбились с дороги | |
В чём причина? | «В поле бес нас водит, видно, / Да кружит по сторонам» |
ХI. Анализ стихотворения. Работа в группах.
— Кому принадлежат слова прямой речи? Кто заблудился?
— Зачем нужны повторы?
— С какими мифологическими образами сравнивается разгул стихийных сил?
— Найдите эпитеты, сравнения, олицетворения.
Эпитеты: снег летучий, ночь мутна, небо мутно, бесконечны, безобразны бесы, беспредельная вышина.
Сравнения: невидимка-луна; бесы закружились, будто листья в ноябре.
Олицетворения: вьюга слипает очи; вьюга злится, плачет; бес играет, дует, плюет.
XII.Слово учителя о стихотворном размере.
В русском стихосложении различают двусложные и трёхсложные размеры. К двусложным размерам относят хорей (_/ _) и ямб (_/ _).
К трёхсложным размерам относят дактиль (_/ _ _ ), амфибрахий (_ _/ _ ), анапест ( _ _ _/ ).
Чтение памятки по определению стихотворного размера.
ХIII. Определение стихотворного размера стихотворения «Бесы».
_/ _ _/ _ _/ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _ _/ 4-хстопный хорей
XIV. Подведение итогов урока.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— О каких богах вы сегодня получили новую информацию? Что вам показалось неожиданным, интересным?
— Что такое хорей, ямб? Что такое анапест, амфибрахий, дактиль? Для чего нужен стихотворный размер?
- XV. Домашнее задание.
1)Выучить наизусть стихотворение «Бесы» (стр. 95-96)
2)Завершить творческую работу-сказку.
XVI. Творческая работа.
«Как я однажды встретился с …»