Урок – путешествие «По дорогам сказок в 5 классе» «Что за прелесть эти сказки!»

Урок – путешествие  «По дорогам сказок в 5 классе» «Что за прелесть эти сказки!»

Цель урока: совершенствовать имеющиеся у детей знания о сказках;

повторить и закрепить понятия о народной и литературной сказках;

познакомить детей с разными видами сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.

Воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам разного вида.

Оборудование: книжная выставка «Сказки»

иллюстраций к сказкам

слайды

таблицы

маркеры, плакаты, листки А4

(интерактивная доска)

Тип урока – комбинированный

Организационный момент:

Учитель: Ребята мы с вами отправимся в путешествие в страну сказок. Нам поможет ковер – самолет. Закройте глаза, мысленно встаньте на ковер, мы отправимся в путешествие «Встреча со сказкой». Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Все ближе сказочная страна. Ковер –самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели. Открывайте глаза, нас встречают сказка. Мы прилетели в страну сказок (играет музыка Сказочная страна).

Ученица: Здравствуйте, дорогие  друзья. Добро пожаловать в Страну  сказок.

Сказка по лесу идет, сказка за руку  ведет.

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

Это что за хоровод? Это сказок хоровод!

Сказка – умница  и прелесть, с нами рядышком  идет.

Слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы проделали большую работу: самостоятельно прочитали сказки, нарисовали рисунки. А необычен урок тем, что на уроке у нас присутствуют гости из других школ и мы разделимся на три команды. Вы должны будете очень постараться, вспомнить много сказок, ответить на вопросы, выступать в роли сказочников. Чтобы  в сказку попасть нужно вам ответить на вопросы:

I.Что такое сказка?

Ученик 1: Сказка – это устный занимательный рассказ с установкой на вымысел.

Ученик 2: Сказка – это вид устного народного творчества, который появился давно и передаются из уст в уста.

  1. II. Какие виды сказок вы знаете?

С помощью учителя ученики составляют таблицу:

 

 

 

 

Слово учителя:Вот теперь нам можно продолжить путешествие. Первая наша станция «У лукоморья».

Первая команда называется «Красная шапочка».

I.Девиз: Красные шапки, быстрые лапки

Нас ждет успех –мы  выиграем всех.

  1. II. Капитан команды: Лукоморья –это волшебная страна, где происходят чудеса. Для волшебных сказок характерен чудесный вымысел, в них задействованы романтические герои, в которых воплощены самые лучшие качества человека. Главное в таких сказках: борьба за любовь, за правду, за добро.

Отрицательные персонажи – фантастические  (Баба – яга, Леший, Кикимора, Змей – горыныч.) Что касается строение волшебных сказок то здесь зачин (жили-были), середина (утро вечера мудренее, долго ли – коротко) и концовка(и я там был, мед-пиво пил).

III. Выставка и защита иллюстраций к волшебным сказкам.

Картина №1 сапоги – скороходы

1.Сказочная обувь, прекрасно заменяет скорый поезд.

Картина №2 Скатерть – самобранка. Предмет кухонного убранства, находка для гурманов, необходима для приглашение гостей.

Картина №3 Шапка невидимка

Волшебный головной убор.

 

Картина №4 Волшебная палочка.  Совершенно необыкновенное вещь, исполняет желание.

  1. IV. Учащиеся исполняют песню Красной шапочки.

Автор: Михайлов Ю. Музыка: Рыбников А.

  1. V. Инсценировка сказки: А.С.Пушкина.

«Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

  1. VI. Рассказать наизусть отрывки из любимых сказок.

1ученик рассказывает отрывок   А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»

2ученик рассказывает отрывок К.И.Чуковского «Доктор Айболит»

3ученик рассказывает  отрывок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Мы летим дальше. Следующая станция называется «Теремок». В этой станций живут герои сказок о животных: Лиса , волк, заяц, медведь.

Команда: «Колобок»

I Девиз: Мы крутые Колобки

Много нас, а вы одна

Мы добры, бодры, ловки

В печке все испечены.

II Капитан команды: сказках о животных персонажами являются медведь, волк, лиса, заяц, ёж и другие. В основном указываются постоянные признаки животных.

Картина №1 Лиса-хитрая,               Картина №2 медведь-сильный,

 

 

 

Картина №3 волк-кровожадный,    Картина №4 заяц-боязливый.

 

III Учащиеся исполняют песню «Голубой вагон»

Автор: Успенский Э. Музыка: Шаинский В. Я.

IV Инсценировка русской народной сказки «Теремок»

V Рассказать отрывок из любимых сказок по выбору:

1 ученик рассказывает отрывок из русской народной сказки «Маша и медведь»

2 ученик рассказывает отрывок из сказки С.В.Михалкова «Три поросенка»

3 ученик рассказывает отрывок из сказкиЛ.Н.Толстого «Три медведя»

Едем дальше третья станция «Юрта Алдар-Косе». Нас встречают герои социально-бытовых сказок.

Команда: «Алдар-Косе»

I Девиз: «Хитрость и смекалка

наша палка выручалка»

II Капитан команды: В социально-бытовых сказках идёт показ реальной жизни, социальные содержание, одним из любимых героев этой сказки является Алдар-Косе, сын бедняка, находчивый и хитрый Алдар-Косе защищает бедных и с помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных богачей, лентяев, глупцов и даже чертей,

III. Выставка иллюстрации.

Картина №1 Каша из топора

Картина №2 Честный мальчик

Картина №3 Алдар-Косе и хвастливый бай

IV Учащиеся исполняют песню «Улыбка»

Автор: Пляцковский М. Музыка: Шаинский В. Я.

V Инсценировка сказки « Алдар-Косе и хвастливый бай»

VI Рассказать любимый отрывок из сказки:

1.Отрывок из: «Руслана и Людмилы» А.С.Пушкина

2.Отрывок из русской народной сказки «Морозко»

3.Отрывок из сказки А.С.Пушкина «О царе Салтане»

Учитель: Прошло к концу наше интересное путешествие.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

Нам пора улетать обратно. Дети, становитесь на ковер , закрывайте глаза. Мы возвращаемся. Ковер-самолет поднимается выше и выше. Внизу осталось волшебная страна. Мы летим над горами, Над морями, над дремучими лесами. Вот и наша деревня, наша школа. Мы приземлились. Открывайте глаза.

Итог урока: Мы теперь ответим на вопрос, ребята: Чему учат  сказки? И составим кластер.

 

После составления кластера сделаем вывод. Чем отличается народная сказка от литературной.

Мнение учащихся об уроке и оценивание.

Домашняя задание: Написать эссе «Моя любимая сказка».