«Испытание любовью»
Самоанализ урока
Краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
Учитель: Иванец Н.М.
Класс: 9 «А»
Тема: «Испытание любовью»
Тип урока: урок открытых мыслей.
1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? | В 9 классе в цикле уроков по роману «Отцы и дети» Тургенева отводится 6 часов. Данный урок является третьим.Предыдущий урок был по теме «Конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова — основной конфликт романа». Этот урок логически вытекает из предыдущего, на котором мы анализировали образ Базарова. Навыки этого анализа мы использовали на этом уроке. Это урок — открытых мыслей, поэтому большую часть урока ребята могли высказывать свое мнение и отстаивать его. Урок был с компьютерной поддержкой, это не дань модному увлечению современными техническими средствами, а необходимое средство организации урока. Электронная презентация — возможность уйти от традиционной школьной доски, возможность эстетического воздействия на учеников. |
2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока? | 9 «А» класс сильный, ребята целеустремленные, умеют и любят работать. В классе проявляются доброжелательные отношения, ребята эмоционально поддерживают друг друга, умеют выслушать и подбодрить. Слабые ученики чувствуют моральную поддержку и не боятся отвечать, хотя и уступают пальму первенства более активным ученикам. |
3. Какие задачи я решаю или решала на уроке: а) общеобразовательные; б) развивающие; в) воспитательные. | На уроке были поставлены следующие цели:Обучающая: раскрыть сущность любовного конфликта и его последствия для главного героя романа; выяснить, какие взаимоотношения между Базаровым и Одинцовой, выдерживает ли Евгений испытание любовью. Развивающая: умение формулировать ответы на вопросы и аргументировать их, уверенное владение текстом; развивать читательский интерес учащихся, коммуникативные навыки, способствовать развитию творческих способностей учащихся. Воспитательная: способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать у них активную жизненную позицию. |
4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса изученного материала, закрепления, разбора домашнего задания. Логическая связь между различными этапами урока. | Урок построен по классическим законам композиции: вступление, основная часть и заключение. Кульминацией становится часть урока, где происходит разбор сцены признания в любви. Это дает импульс к поиску причин и следствий, почему герои не прошли испытание любовью. Хотя части урока различны по видам работы, сохраняется общность проблем, кольцевая композиция позволяет ученикам проявить активность и снова вернуться в русло анализа и уже самостоятельно искать решение проблемы, заявленной в начале урока. |
5. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения. | Урок построен на использовании различных методов. Методы стимуляции и мотивации учения: методы эмоциональной стимуляции. Методы организации и осуществления учебных действий: словесный – беседа, чтение наизусть; наглядный – иллюстрации; аудиовизуальный — использование музыкальных произведений и иллюстрации; проблемный — индивидуальные задания, творческая работа. Методы контроля и самоконтроля: метод устного контроля. |
6. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объём, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимися, или всё в совокупности? | Лишь в основной части урока используется дифференцированный подход к ученикам, т.е. на этапе творческой деятельности, когда ученики действуют по своим возможностям. В заключительной части урока вопросы адресуются классу, и ответы дают ученики с разным уровнем обучения и разными способностями. Соответственно, ответы могут быть фрагментарными, частичными, полными. Но важно, что ученики стремятся к активности на уроке. |
7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких нормах и какими методами он осуществлялся? | Две части урока построены на использовании текста, поэтому проверялось уверенное знание текста. Урок организован таким образом, что он лишь ставит проблему, но эта проблема значима в жизни любого человека. И контролировать усвоение материала и умение делать выводы будет сама жизнь. Урок не закрыл наглухо тему, но лишь обозначил ее и заинтересовал ее решением. |
8. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовать средства обучения? | На уроке используются возможности мультимедийного проектора, через который транслируются слайды. Очень удобно. |
9. За счет чего обеспечивалось высокая работоспособность учащихся в течение всего урока? | Сама постановка темы интересна для этого возраста. Они с удовольствием проявляют активность. |
10. За счет чего на уроке поддерживалось психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с классом? Как учитель поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя? | Скорее это будет уже привычная форма общения: дирижер и оркестр. Увлеченность, азарт, активность, доброжелательность, расположенность к творческой работе и желание познания — такая психологическая атмосфера будет царить (надеюсь) на уроке. |
11. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе учителя) рациональное использование времени, предупреждения перегрузки? | Возможно эмоциональное напряжение, которое снимается сменой форм деятельности. |
12. Удалось ли полностью выполнить все запланированные задания? Если не удалось, то почему? Какие? | Запланированные задания полностью выполнены. |