Каким должно быть детство? Рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче»
План урока литературного чтения. 7 класс с казахским языком обучения.
Тема: Каким должно быть детство? Рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче»
Цель урока: формирование умений анализировать прозаическое произведение с использованием теоретико-литературных знаний через создание творческих исследовательских работ.
Задачи:
познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче»;
определить жанр рассказа, дать понятие «портрет литературного героя»;
рассмотреть безрадостное детство главного героя в рассказе;
познакомить с картинами русских художников на тему «трудного детства»;
провести исследовательскую работу по определению особенностей художественного стиля Л.Н.Андреева;
отрабатывать навыки работы с текстом: анализ эпизода, характеристика
литературного героя;
развитие речи, логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения;
проследить связь литературы с живописью, историей;
воспитывать нравственные качества: чуткость, доброту, сострадание;
Тип урока: урок – исследование.
Методы и приёмы: словесный, поисковый, творческий, наглядный; подготовка презентаций, выразительное чтение, работа с текстом,
Оборудование урока: портрет Л.Андреева, толковый словарь С.И. Ожегова, текст рассказа, бейджики «Литературоведы», «Биографы и историки», «Искусствоведы», надписи на столах, слайды учащихся, выставка книг(«Ванька» Чехова, «Спать хочется» Чехова, «Дети подземелья» Короленко, «Школьник» Н.Некрасов, «Детство» А.М.Горький; план анализа литературного героя, литературные термины.
Ход урока
- Оргмомент. Психологический настрой. «Долгожданный дан звонок…»
- (прослушивание чтения рассказа артистом) (4 мин)
— Что за запись вы прослушали сейчас, ребята?
(Прочитан фрагмент из произведения Л.Андреева «Петька на даче»)
- Вместе с учениками называем тему урока, ставим задачи: ознакомить с проведённой предварительной работой по теме урока, проанализировать эпизоды произведения через использование поисково – исследовательских приёмов и ответить на главный вопрос урока: «Каким должно быть детство?»
- Опрос дом задания. Гонг по знанию текста.
— О ком говорится в произведении? (О мальчике Петьке)
— Сколько лет Петьке? На сколько лет он младше Николки? (10 лет, на 3 года)
— Как зовут маму Петьки, кем она работает? (кухарка Надежда)
— Сколько персонажей в рассказе? Кто они? (10 — Осип Абрамович, Мама Надежда, Петька, Николка, посетитель, Митя, барин и барыня, Прокопий и Михаил,)
— Узнайте портрет: «…курил папиросы, сплёвывая через зубы, ругался скверными словами и даже хвастался Петьке, что пил водку, но, вероятно врал» (Николка)
— Узнайте портрет: «…глаза его давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто – нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим» (Петька)
— Кто такой Митя? (гимназист из Старого Царицына, друг Петьки)
— Чем занимался Петька на даче?
(Ловил рыбу, купался в речке, с Митей «исследовали развалины дворца»)
Вывод: Ребята, вы показали, что очень внимательно прочли произведение и хорошо знаете его содержание.
- Демонстрация слайдов учениками. Сбор материала по теме.(7-9 мин)
- Исследовательская работа по группам.
Задание команде «Биографы»:
— Вы отметили в слайдах, что «определяющим принципом его ранних рассказов является принцип двоемирия». Проанализируйте эпизоды рассказа и докажите, что рассказ можно поделить на две противоположные част, используя следующие термины:
(Антитеза— художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, создающее эффект резкого контраста.,
Приём контраста (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа.
Примеры из рассказа: жизнь в парикмахерской и жизнь на даче, грязный город – природа на даче, жизнь богатых и бедных, Осип Абрамович то призрак, то факт – реальность.
Задание команде «Литературоведы»:
— Вы в слайдах отметили, что Андреев является мастером художественной детали. Исследуйте эпизоды рассказа и докажите это.
— Найдите в тексте рассказа детали, с помощью которых ярко представляешь себе условия жизни и работы Петьки в парикмахерской?
(сказать о грязной руке, репликах, словах, которые говорят об однообразии жизни и наоборот, причастиях и деепричастиях, которые помогают полнее, выразительнее представить образ);
(Грязная рука, внешность, поднос с водой, отрывистый и резкий крик «Мальчик, воды!», если работал Осип Абрамович, хозяин парикмахерской, а если кто-нибудь из подмастерьев — шёпот становился громким и принимал форму угрозы: «Вот, погоди!»
Это значит, что мальчик недостаточно быстро подал воды и его ждёт наказание)
– Вы отметили в слайдах, что писатель строит фразу таким образом, чтобы мы точно и быстро представили картину происходящего и характеры героев. (О роли причастий и деепричастий)
Задание команде «Искусствоведы»:
— Вы узнали, что такое «портрет в литературе», «литературный герой», узнали о таком виде искусства как живопись.
Найдите по тексту портрет литературного героя, прочтите, найдите описание города, дачи, природы и скажите, с какой целью писатель использует их в тексте.
— Выполните творческую работу, с помощью смайликов изобразите, как меняется портрет, и соответственно, состояние души Петьки.
(В городе) Портрет: он все больше худеет, на стриженой голове пошли нехорошие струпья, глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные – прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика.
(На даче) Портрет: глаза давно перестали казаться сонными, морщинки пропали, как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим. Поправился, хотя ел совсем мало.
При описании пейзажа показать использование приёма контраста.
— Какие картины природы проходят перед Петькой, когда он едет в поезде?
— Какие сравнения использует автор при описании местности, через которую он проезжает?
Небо, точно с крыши смотришь;
Беленькие радостные облачка, как ангелочки;
Река, похожая на зеркало.
Задание «Историкам»:
— Вы отметили в слайдах, что «Мир ребенка хрупок и беззащитен. Он неспособен самостоятельно противостоять злу, насилию, лжи. Ему так необходима надежная опора и действенная защита».
Как вы считаете, каким должно быть детство? Прокомментируйте ваши иллюстрации к рассказу. Какие нравственные проблемы ставит Андреев? Как нужно относиться к детям?
(дети слабые, беззащитные, их надо жалеть, оберегать, любить)
Напишите свою программу: «Каким должно быть детство?»
(на выполнение заданий 10 минут, затем отвечает одна группа, остальные слушают, дополняют)
Вывод по данному виду работы:
Ребята, все справились со своими задачами. Отметить все положительные моменты в работе. Оценивание групп.
Вывод по уроку: В рассказе «Петька на даче» Леонид Андреев описывает трудное, тяжелое, безрадостное детство героя. Но не только Леонида Андреева волновала эта тема. Как вы поняли многие писатели, художники, композиторы 19-20 веков отражали на страницах своих произведений детство ребят в эпоху крепостного права. Мы, кроме этого рассказа, читали ещё рассказ Чехова «Ванька». Вы видите, что в отличие от Ваньки, Петьке посчастливилось вырваться на волю, узнать беспечные радости детства. И жить ему станет ещё печальнее после того, как лишат его этих радостей. В изображении Андреева переживания мальчика трагичны. В рассказе писатель поставил острые социальные проблемы общества. Рекомендую вам прочитать и другие книги по данной теме, например: «Спать хочется» Чехова, «Дети подземелья» Короленко, «Школьник» Н.Некрасов, Горький «Детство», а также и другие рассказы Андреева «Ангелочек», «Гараська и Баргамот». Каждый из них писал по-разному, но каждого волновала нелегкая детская судьба. Л.Н. Андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. Ведь истинный гуманизм состоит не в том, чтобы пожалеть ребенка, а чтобы помочь ему.
Рефлексия. Скажите, а вы счастливы, ребята?
— Да, потому что у нас выполняются социальные программы и государство заботится о детях.
- Итоги урока. Оценки по группам.
(В подарок брошюры «Сохранить всё человеческое в человеке»)
ПОРТРЕТ (от фр. рortrait — портрет, изображение) — в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Характер П. и, следовательно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными (…) В лит-ре чаще встречается психологический П. , в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер. (Словарь литературоведческих терминов, 1974.)
Художественная деталь — это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.
Литературный герой – действующее лицо художественного произведения. Именно он, его жизнь, труд, борьба — в центре внимания писателя.
Антитеза— художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, создающее эффект резкого контраста.,
Приём контраста (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа.
Задание команде «Биографы»:
— Вы отметили в слайдах, что «определяющим принципом его ранних рассказов является принцип двоемирия». Проанализируйте эпизоды рассказа и докажите, что рассказ можно поделить на две противоположные част, используя следующие термины:
(Антитеза— художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, создающее эффект резкого контраста.,
Приём контраста (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа.
Задание команде «Литературоведы»:
— Вы в слайдах отметили, что Андреев является мастером художественной детали. Исследуйте эпизоды рассказа и докажите это.
— Найдите в тексте рассказа детали, с помощью которых ярко представляешь себе условия жизни и работы Петьки в парикмахерской?
– Вы отметили в слайдах, что писатель строит фразу таким образом, чтобы мы точно и быстро представили картину происходящего и характеры героев.
Задание команде «Искусствоведы»:
— Вы узнали, что такое «портрет в литературе», «литературный герой», узнали о таком виде искусства как живопись.
Найдите по тексту портрет литературного героя, прочтите, найдите описание города, дачи, природы и скажите, с какой целью писатель использует их в тексте. При описании пейзажа показать, как писатель использовал приёма контраста.
— Выполните творческую работу, с помощью смайликов изобразите, как меняется портрет, и соответственно, состояние души Петьки.
Задание «Историкам»:
— Вы отметили в слайдах, что «Мир ребенка хрупок и беззащитен. Он неспособен самостоятельно противостоять злу, насилию, лжи. Ему так необходима надежная опора и действенная защита».
Какие проблемы ставит Андреев в рассказе?
Прокомментируйте ваши иллюстрации к рассказу
Как вы считаете, как нужно относиться к детям?
Напишите свою программу: «Каким должно быть детство у человека?»