Логика
Тема урока: Логика.
Цель урока:
1) Образовательная: Дать основные понятия о логике, формирование навыков при выполнении логических операций, научить решать логические задачи.
2)Развивающая: Развивать познавательный интерес, внимание, развивать навыки индивидуальной и групповой практической работы. Расширять кругозор используя новые достижения в науке и технике.
3) Воспитательная: Сформулировать целеустремленность к познанию, формирование самостоятельности при изучении нового материала, проявить интерес к предмету.
Наглядность: Интерактивная доска, презентация, электронный вариант теста.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие.
Проверка отсутствующих.
Объявление темы и цели урока.
- Опрос домашнего задания.
(Тест по второму разделу. Тест выполняют на компьютере)
III. Новая тема.
Логика – это наука о формах и законах человеческого мышления и, в частности, о законах доказательных рассуждений.
Различают несколько вариантов логики как научной дисциплины: формальная логика, математическая логика, логика вероятности, диалектическая логика.
Рассмотрим формальную и математическую логику:
- Формальная логика связана с анализом наших обычных содержательных рассуждений, выражаемых разговорным языком.
- Математическая логика является одной из частей формальной логики и изучает только рассуждения со строго определенными объектами и суждениями, для которых возможно однозначно решить, истинны они или ложны.
Суждения – это некоторые высказывания, которые могут быть истинными или ложными.
Например, суждения «Снег белый», «2·2=4» истинные, а суждения «Земля плоская», «2·2=5» — ложные. Обычно те факты, которые мы наблюдаем, принимаются за истинные. Ложные утверждения возникают чаще всего из-за ошибок в рассуждениях или предложениях или из-за стремления выдать желаемое за действительное.
Суждения подразделяются на общие и частные.
Частные суждения выражают конкретные факты, например «5+5<12», «Сегодня был солнечный день».
Общие суждения характеризуют свойства групп объектов или явлений, например, «Если прошел дождь, то на улице мокро», «Любой квадрат является параллелограммом»
В сложных ситуациях ответы на вопросы выражаются составными суждениями с использованием логических связок И, ИЛИ, НЕ. Высказывания (суждения), образованные из других высказываний с помощью логических связок, называются составными. Высказывания, не являющиеся составными, называются элементарными.
Связка И в составных суждениях всегда предпологает одновременную истинность составляющих суждений
|
Например, суждение «Этот ученик умный и смышленый» составное суждение, состоящее из двух простых. «Этот ученик умный» и «Этот ученик смышленый».
Составное суждение со связкой ИЛИ в математике считается истинным, если истинно хотя бы одно из составляющих суждений и считается ложным, если ложны все его составляющие.
|
Например, в суждении «Сегодня мы пойдем отдыхать в парк или будем работать в саду» сязку ИЛИ можно заменить разделяющим «либо», «Сегодня мы либо пойдем отдыхать в парк либо будем работать в саду» т.к. одновременно отдыхать в парке и работать в саду невозможно.
Отрицание истинно, если ложно исходное утверждение, и, на оборот ложно, если верно исходное утверждение |
Связка НЕ применяется для формулировок отрицаний. Например, отрицанием утверждения«х=0» будет утверждение «Неверно, что х=0», которое равносильно утверждению «х≠0». Отрицание утверждения «Этот человек красивый» равносильно утверждению «Этот человек не красивый».
Задание1. Закрасьте ячейку зеленым цветом, если это суждение, и красным – в противном случае.
Сатурн – спутник Солнца. | Все девочки нашей школы любят гимнастику. | Принесите, пожалуйста, мне воды. |
Вы были в театре? | Завтра я не пойду на каток. | Если будет дождь, то мы пойдем за грибами. |
Некоторые люди имеют голубые глаза. | Мойте руки перед едой. | Дежурный, вытри доску. |
Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! | Если я поеду туда, то смогу ли вернуться? | Уходя гасите свет. |
Задание 2. Укажите для нижеприведенных суждений, составные или простые, истинные или ложные, общие или частные.
Суждение | Простое или сложное | Истинное или ложное | Общее или частное |
Светит солнце. | |||
Если две прямые перпендикулярны, то они пересекаются. | |||
Число 222 непростое. | |||
Треугольники а равными сторонами не равнобедренны. | |||
Все собаки имеют четыре лапы, кошки тоже четырехлапые. | |||
На следующем уроке будем либо рисавать, либо лепить из пластелина. | |||
Собака – это не кошка. | |||
Земля плоская. | |||
Если смешать эти напитки, получится вкусный коктейль. | |||
Любой квадрат является ромбом. | |||
Завтра премьера в нашем театре. | |||
Все кролики любят капусту. |
IV.Закрепление.
- Что такое суждение? Приведите примеры.
- Какими бывают суждения?
- Приведите примеры со связкой И, ИЛИ и отрицанием НЕ?
- V. Домашнее задание.
Логические основы компьютера.
- VI. Подведение итогов урока.