«Способы создания казахского орнамента»
Средняя школа № 5
«Способы создания казахского орнамента»
Подготовила: Балтасова А.Н.
Класс: 8 «А»
г.Шалкар
2012 год
Тема урока: Способы создания казахского орнамента
Цель урока: объяснение схемы создания орнамента в пятиугольнике, шестиугольнике.
Обучающая:
обучение умению вырезать орнамент из бумаги и совершенствовать эти навыки.
Воспитательная: прививать любовь к Родине.
Развивающая: развитие творческих способностей, воображения, эстетического и художественного вкуса.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Ход урока.
Орнаментальное искусство является основой казахского декоративно-прикладного искусства.
«Разминка для ума».
Тесты по декоративно-прикладному искусству.
- Основой для изготовления предметов быта в казахском национальном декоративно-прикладном искусстве является:
а) ситец б) войлок в) шерсть
- Изделие, выполненное в технике накатки узора из цветной шерсти на
полуготовый войлок называется :
а) сырмақ б) текемет в) тұскиіз
- Изделие, выполенное в технике аппликации из тонкого крашенного войлока называется:
а) тұлақ б) терме в) киіз
- Скатанное полотно из войлока называется:
а) баспа б) терме в) киіз
- Тамбурный шов, наносимый иглой, называется:
а) біз кесте б) шым кесте в) тігу
- Изделие, состоящее из двух карманов пришитых к цельнотканной
основе, называется:
а) керме б) байпақ в) қоржын
- Какой орнаментальный мотив является ведущим в казахском
орнаментике:
а) зооморфный б) растительный в) геометрический
- Орнамент, символизирующий дальнюю дорогу, называется:
а) сынық мүйіз б) қошқар мүйіз в) түйе табан
- Орнамент, символизирующий свободу и счастье, называется:
а) құс қанаты б) тұмарша в) битпес
- В казахской орнаментике цвет, символизирующий радость и
счастье:
а) синий б) красный в) белый
В орнаментике Казахстан четко выделяется три группы орнаментов.
Первый из орнаментальных типов наиболее древний по происхождению является геометрический.
С ним нас познакомит Шарипов К.
Вопросы к классу.
- К какому тысячелетию относится геометрический орнамент?
- Из каких элементов состоит геометрический орнамент?
- Где широко используется геометрический орнамент?
Второй орнаментальный тип — это растительный зооморфный.
Мажитов Г расскажет нам о нем.
Вопросы к классу.
- В растительном орнаменте преобладание каких линий?
- Какие узоры применяются чаще при вышивке и теснению?
- Какой орнамент используют для многокрасочных композиций?
Третий орнаментальный тип космогонический.
О нем нам расскажет Жубатканова А.
Вопросы к классу.
- Чем отличается космогонический орнамент от геометрического?
- С какой символикой связан космогонический орнамент?
- Космический символ Солнца и Вселенной?
Новая тема.
Мотивы казахского орнамента чрезмерно многообразны и отличаются не только по форме и по технике выполнения. Основу казахского орнамента составляет строгое соблюдение принципов симметрии и композиция ритма. Для орнаментальных композиций характерно примерное равенство площадей фона и узора.
Узоры в композиции располагаются симметрично. В них бывают одна, две или несколько осей симметрии, относительно которых располагается узор. Симметрия характерна и для цветового решения в целом. Посредством цвета выделяются центры орнаментальных композиций, бордюры, фон.
Для создания орнамента нам понадобиться: транспортир, линейка, карандаш, ножницы.
«Ум и сердце в работу вложены».
Орнамент в пятиугольнике.
- Сгибаем четырехугольную бумагу по вертикали.
- Находим центр.
- Измеряем угол 360 Сгибаем по диагонали бумагу с верхнего угла к низу.
- Второй сгиб верхнюю часть делим пополам.
- Третий сгиб идет с нижнего угла к верхнему.
- Получилась треугольная форма.
- Чтобы три стороны были равны, подрезаем бумагу по пунктиру.
- Цельная сторона ребра считается началом выхода элементов орнамента.
- Наносим контуры орнамента, вырезаем.
Орнамент в шестиугольнике.
1) Сгибаем четырехугольную бумагу по вертикали.
- Находим центр.
- Измеряем угол 600 Сгибаем по диагонали бумагу с верхнего угла к низу.
- Второй сгиб идет от нижнего угла к верхнему по диагонали.
- Третий сгиб от верхнего угла к диагонали второго сгиба.
- Четвертый сгиб деталь делим пополам.
- Получилась треугольная форма.
- Чтобы три стороны были равны подрезаем бумагу по пунктиру.
- Цельная сторона ребра считается за началом выхода элементов орнамента.
- Наносим контуры орнамента, вырезаем.
Самостоятельная работа.
Орнамент в ромбе, в квадрате.
Выполняем по представленной схеме.
Итог урока.
- Проверка орнамента в пятиугольнике, шестиугольнике.
- Проверка самостоятельной работы.
- Выставление оценок.
Заключение.
Сегодня на уроке мы с вами повторили виды орнаментов, тесты по декоративно-прикладному искусству, выполнили практическую работу по созданию орнамента. Также повторили такие геометрические понятия — центр, ось симметрии, измерение угла, диагональ, прямоугольный, равнобедренный, треугольник.
Я считаю, что цель урока выполнена.
Д/З. выполнить орнамент в семиугольнике, девятиугольнике.