Я – специалист. Моя специальность
Предмет: Профессиональный русский язык
Тема: Я – специалист. Моя специальность.
Цели:
- Научить анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
- Показать значимость в жизни выбранной профессии.
Задачи:
- Формирование грамматических навыков.
2.Формирование лексических навыков говорения и чтения
3.Знакомство с новой лексикой.
4.Развивать умения понимать тексты, диалоги.
5.Содействовать воспитанию интереса к своей профессии.
Методы:
Словесные: беседа, диспут
Наглядно-демонстрационные: использование презентации, использование раздаточного материала.
Практические: выполнение упражнений, формирование лексических навыков говорения.
Ход урока
1.Организационный момент
-Давайте встанем, посмотрим друг на друга и пожелаем удачи. А теперь садитесь и давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу!
- Проверка домашнего задания
Чтение лучших сочинений «Хороший человек-это…..»
- Слово учителя «Я – специалист. Моя специальность»-такова тема нашего урока.Сегодня мы с вами поразмышляем над такими вопросами как: Кто такой специалист,какими качествами он должен обладать? Выполним граммотические задания. Работа будет вестись в группах.Оценивать работу будет компетентное жюри.
Представление групп: Швеи.Портнихи. Модельеры.
4.Словарная работа
Для начала предлагаю вам разобраться в том, чем же отличаются друг от друга слова «профессия, специальность, должность».
— Ребята, как вы считаете, чем они отличаются друг от друга? (ответы учащихся)
Но оказывается не всё из того, что вы перечислили, является непосредственно профессией. Давайте же разберемся, в чем тут дело?
-Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите следующие понятия: (1слайд)
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы.
Примеры: учитель, инженер, слесарь, врач.
Специальность – это наличие у человека образования и опыта работы в отдельных отраслях, по отдельным видам деятельности.
Примеры: учитель-учитель математики, биологии, пения, швея-дизайнер одежды, костюмер, модельер-конструктор, модистка, технолог ателье. Слесарь-сантехник, автослесарь
врач-терапевт, окулист, хирург, стоматолог
Должность – это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, определяющее его обязанности и оплату труда.
Примеры: директор, заведующий, начальник отдела, главный бухгалтер, прораб.
Квалификация – (от латинского слова quails – качество и – facio – делаю)- степень мастерства в конкретной специальности.
Пример: швея 6 разряда, слесарь-инструментальщик 4 разряда, учитель 1 категории.
(Лекция сопровождается показом слайда)
Каждая группе даётся задание произнести словарные слова на трёх языках.
Профессия – Кәсіп – Profession
Специальность – Мамандық — Specialty
Должность — Қызмет— Office
Квалификация — Біліктілік-Qualification
5.Работа с текстом «Профессия швея». Заполняют таблицу INSERT (10 баллов)
V Соответствует моим знаниям | + Для меня новое | — Противоречит моим знаниям | ? У меня возник вопрос |
Текст Швея- специалист, по производству изделий из тканей, кожи и других материалов. Из истории: в давние времена, когда первобытные люди носили одежды из звериных шкур, они научились сшивать их с помощью воловьих жил. А первобытная игла представляла собой тонкую, но крепкую, заостренную пластинку из камня. Много позже появились стальная игла и льняная нитка, и на много десятилетий они оставались главным инструментом швеи. С их помощью мастера сшивали куски кожи, меха, ткани. В XVIII-XIX веках появились первые швейные машины. Сначала они выполняли только самые простые операции по сшиванию краев ткани, но постепенно механики вносили в устройство швейных машин все новые и новые усовершенствования. И вот с помощью швейной машины стало возможно не только шить, но и вышивать, обметывать петли, простегивать подкладку и даже пришивать пуговицы. Швея — очень востребованная профессия. Работа для такого человека найдется, как на фабриках, так и на не очень крупных фирмах по производству одежды, даже в ателье — где осуществляется индивидуальный пошив. Швея работает не только по пошиву верхней мужской и женской одежды, спортивной одежды, изделий плательного ассортимента, т.е. в швейном производстве, но и в трикотажном, меховом, валяльно-войлочном, текстильно-галантерейном, такелажном, в производстве головных уборов, участвует в других производствах текстильной промышленности. Плюсы профессии: • Возможность пошить для себя или своих домашних любую понравившуюся одежду. • Может быть источником дополнительного заработка. Минусы профессии: . Многие с большим трудом переносят сильный шум в цехах, из-за чего у них часто наблюдается снижение функции слуха. Также к профессиональным болезням таких специалистов можно отнести и проблемы с позвоночником и глазами.
Обязанности:
Работа сочетает сравнительно простые операции, тарифицируемые по первому и второму разрядам (вывертывание детали, удаление нити временных строчек, вырезание деталей и т.п.), и более сложные операции, выполнение которых требует четвертого или пятого разряда (втачки рукава, соединение воротника с горловиной и др.). Швея может выполнять весь объём работы (швея индивидуального пошива в ателье) или одну из операций (швея-мотористка в крупносерийном производстве — в бригаде совместно с закройщиками и портными).
Требования:
Профессиональные качества: знание видов тканей, их пошивочных свойств, способов их обработки, технологию швейного производства. Она должна уметь подбирать номера игл и нитей, регулировать натяжение нити, высоту подъема лапки и величину ее давления, длину стежка; регулировать скорость машины при выполнении различных видов швов; подготавливать крой к работе, проверять его качество; выполнять различные строчки, соединять детали изделий при помощи швов; осуществлять уход, чистку и смазку машин, устранять неполадки в них.
Личные качества:
Швея должна обладать аккуратностью, творческим подходом, ответственностью, исполнительностью, хорошей памятью. Чтобы стать профессиональной швеей, необходимо быть аккуратной, усидчивой, ловкой, терпеливой, уравновешенной, эмоционально устойчивой и не бояться монотонной и однообразной работы. Специалист должен иметь отличный глазомер, прекрасную координацию рук и хорошее зрение.
Для того, чтобы изделие пришлось клиенту по душе, швее следует иметь художественный вкус, богатое воображение и коммуникативные навыки. Швея должна разбираться в видах ткани и их свойствах и знать технологию швейного производства. Таким специалистам необходимо уметь пользоваться швейным оборудованием и правильно за ним ухаживать, а также устранять мелкие неполадки и смазывать детали.
В начале урока мы провели словарную работу, где вы узнали об отличии слов специальность, профессия, а теперь, полученные знания примените на практике.
6.Упражнение. Спишите, вставляя слова дело, профессия, специальность и расставляя знаки препинания. Определите, в каких падежных формах они употреблены и в роли каких членов предложения выступают. Сформулируйте общую тему предложений. (10 баллов)
1.Всякого человека должно судить по его … (М.Сервантес)
2.Величие некоторых … не столько в размерах сколько в современности их. (Сенека).
3.Не столь важно какому именно … вы отдаете предпочтение а важно каких результатов вы добиваетесь. (Э.Сервус).
4.Нет глупых … есть глупые люди.(А.Леру-де-Ленси).
5.Двух вещей очень трудно избежать тупоумия если замкнуться в своей … и неосновательности если выйти из нее.(И.Гете).
7.Задание:
Насколько вы осведомлены о важности выбранной вами профессии, мы узнаем увидев ваши презентации.
- Презентация групп о своей специальности (опережающее задание, показ видеороликов).
(10 баллов)
В любой сфере деятельности ,где бы вы не работали везде и всегда важно проявлять только положительные качества человека.
- Предлагаю вам определить качества настоящего человека словами, начинающимися с букв слова гуманизм – главного принципа нашей жизни. (5 баллов)
( проблему решают самостоятельно)
Г – гармоничный, галантный, героический, гуманный
У –
М –
А —
Н –
И –
З –
М –
чтение предложений нескольких студентов, выбор наиболее точных определений.
С какой целью человек приходит в мир?
жить
творить
служить и т. д.
- Диспут на тему «Путь, который мы выбираем» (5 баллов)
Какие главные слова в названии темы диспута? (путь, выбираем)
1.Труд. Что это такое? Зачем он нужен?
2.Мотив выбора профессии.
3.Что необходимо для успешной работы.
4.Дело по душе.
Конечно, большое счастье выбрать правильную профессию в своей жизни, но есть и другие понятия счастья и мы познакомимся с ними прочитав стихотворение Киримизе Жанэ
4.Послушайте стихотворение Киримизе Жанэ. Определите, к какому стилю речи оно относится. Выделите в нем выражения образа действия. (5 баллов)
Читает преподаватель.
( текст стихотворения на каждом столе).
Счастье.
-Что такое счастье?.. Презирать скандал,
С правдой быть в ладу, Накормить обедом,
Малого и старого Кто в пути устал.
Не давать в беду. –Что такое счастье?..
Первым в каждом деле Молодым умом
Подавать пример, Постигать науки
Брать при штурме цели На пути земном.
Точный глазомер! Верить в человечность,
-Что такое счастье?.. Коль придет беда,
Строить день-деньской, Чуткость и сердечность
Чтоб остаться долго Проявлять всегда.
В памяти людской
Мирно жить с соседом,
Чтение выразительное стихотворения студентами Беседа по содержанию.
-Какой вопрос повторяется?
-Как бы вы ответили на этот вопрос?
8.Подведение итогов
Человек счастлив, если любит свою профессию, т.е. такой специалист будет работать с большей отдачей, чем тот, который случайно выбрал эту профессию. Преподаватель по занесённым в оценочный бланк баллов, определяет лучшую группу. Комментирование оценок.
10.Домашнее задание: интервью с родителями, выучить стихотворение.
9.Рефлексия
— Закончите предложение.Урок для меня был………….
Тест «Умеете ли вы работать быстро и внимательно»
Карагандинская область
г.Жезказган ЧУ «Жезказганский колледж Бизнес и транспорта»
Преподаватель русского языка и литературы Амзина Гулнар Сериккызы