«Последовательность и систематичность в обучении основам живописной грамоты»
Доклад
преподавателя ДХШ им. С. Гумарова Набугорновой С. О.
Тема: «Последовательность и систематичность в обучении основам живописной грамоты»
В первом классе обучение ведется с учетом возрастных особенностей учащихся, а это дети 11 – 12 лет. Задания должны быть посильными и интересными, развивать индивидуальные творческие способности. Постановки натюрмортов должны состоять из ограниченного количества предметов, несложные по цвету, на фоне 1-3х гладкоокрашенных драпировок, без складок. С первых занятий преподаватель должен дать понятия учащимся о цвете и его свойствах, о цветовом пятне, о цвето – тональных отношениях, о колористической целостности, цветовой декоративности. Учащиеся постигают на примере простейших натюрмортов законы цветоведения, знакомятся с основами технологии живописных материалов, овладевают приемами работы акварелью, гуашью. Необходимо развивать у учащихся осознанное восприятие цвета, воспитывать художественный вкус при раскрытии образа, творческого подхода в решении поставленных задач.
Однако, установки академического обучения не должны противоречить творчеству учащихся, программа способствует сохранению индивидуальных качеств ребенка, как личности. В 1 классе ученик должен:
-овладеть последовательностью работы гуашью и акварелью;
-уметь анализировать составные части цвета (их оттенки);
-уметь передавать объем предметов при помощи светотени;
-научиться работать с палитрой;
-овладеть приемами работы акварелью и гуашью.
В первом классе даются основные понятия о живописи. На заданиях «плоскостного» характера в первом полугодии учащиеся получают основные навыки живописи. На простых натюрмортах знакомятся с постоянным принципом учебной работы «от общего к частному, от частного снова к общему, с последующим синтезом того в другое». Учащиеся постигают цветовую сложность окружающего мира на примере простейших натюрмортных этюдных зарисовок и передают эту сложность, ведя работу на палитре. Во втором полугодии учащиеся приступают к передаче свето – теневых нюансов. Упор ставится на гуашь в цветовых решениях натюрморта, но также есть задания, где учащиеся овладевают элементами акварельной живописи.
Программа по живописи для 1 класса ДХШ строится по принципу – от более легких задач постепенно к более сложным. Изучение предмета происходит на основе доступности, с учетом возрастных особенностей учащихся в тесном взаимодействии с другими специальными дисциплинами. В основе программы заложен принцип изучения натуры в совокупности с развитием практических умений на базе теоретических знаний.
Задания строятся с учетом индивидуальных творческих способностей учащихся, развивают художественную наблюдательность у детей, что способствует поэтическому восприятию окружающего мира. Данная программа была логическим завершением многолетних наблюдений в результате длительной практической моей деятельности в художественной школе. На сегодняшний день программа актуальна, так как построена на доступной основе. Ее с успехом могут применять учителя общеобразовательных школ для кружковой работы, а также преподаватели изостудий и художественных школ. Работая по данной программе я достигла высоких результатов в обучении учащихся предмету «живопись». Ученики овладели на высоком уровне живописными навыками. Об этом свидетельствуют ежегодные участия детей в конкурсах и выставках как городского уровня, так и международного:
Зинович Н., Дудникова Н., Ситник С.,Умбеткалиева Н. – благодарственные письма за участие в конкурсе «Жизнь без насилия», 2005г.
Жазыкбаева С.- сертификат за участие в конкурсе в рамках всемирной альбомной серии «Рисуют дети мира – Казахстан» ( работа издана в альбоме),2005г.
Даушев А. – диплом за победу в международном конкурсе под эгидой ЮНЕСКО, 2006г.
Жумиева А. – грамота за участие в городском конкурсе, посвященном героям – афганцам, 2007г.
Нестеренко Ю. – участие в конкурсе, посвященном ВОВ, 2008г.
Кузнецова С., Тажиева А., Глобенко К., Кереева А., Куанов А., Маликов Р., Никитина Н., Кожамуратова А., Юренкова Т. – благодарственные письма за участие в городской выставке, 2009г.
Кереева И., Глобенко К., Кузнецова С. – участие в городской выставке прикладного искусства, 2009г.
Тажиева А. – сертификат за участие в международном конкурсе под эгидой ЮНЕСКО (Япония), 2009г.
Куркина Н. – сертификат за участие в международном конкурсе под эгидой ЮНЕСКО, Япония,2010г.
Трофимова К, Каренских Я. – дипломанты международного конкурса под эгидой ЮНЕСКО, Япония, 2010г.
Глобенко К., Тажкенова А., Кереева А., Трофимова К., Тимонина А. – участники международного конкурса – фестиваля по центральной Азии
«Дети рисуют мир», Астана, 2010г.
Гайнеддинова З., Куркина Н., Тажиева А. – дипломанты международного конкурса «Дети рисуют мир», Астана, 2010г, (работы изданы в альбомной серии), участники мастер – класс в Астане, 2010г.
Никитина Н., Кузнецова С, Глобенко К., Гайнеддинова З., Тажиева А., Тажкенова А., Ибраева Ж., Уалиев А., Трофимова К., Ким К., Тимонина А., Аридова И., Григорьева Н. – участники международного конкурса в Белоруссии, 2011г.
Педагогическая наука требует, чтобы каждое новое положение или новая задача основывались на знаниях и навыках, усвоенных ранее, чтобы нарастание трудностей было постепенным. Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между последующими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет.
И в обучении приемам живописной грамоты также важно соблюдать эти дидактические принципы. В моей программе по живописи для 1 класса заложена определенная система.
Задания в программе строятся по нарастающей сложности – от простого к более сложному. А также вся программа базируется на принципе последовательности – каждое последующее задание вытекает из предыдущего. Как в пирамиде – идет постепенное, ступенчатое усвоение информации дозированными долями. И здесь очень важно учитывать тот момент, если ребенок не усвоил и не закрепил предыдущий материал, то к новым заданиям переходить не целесообразно и, более того, не допустимо.
Новичку необходимо постоянно напоминать правила посадки за мольбертом, заострять внимание на технических приемах владения кистью, т. е. выработка навыков и умений в работе тем или иным живописным материалом.
С каждым новым заданием идет отработка этих навыков и закрепление их на «автомате».
С самого первого момента обучения мы знакомимся с красками – акварель, гуашь, темпера, масло. Ребенок учится видеть отличие их живописных свойств. Происходит знакомство с законами цветоведения, которые ребенок постигает в процессе практической работы. Учащиеся узнают новые термины, обогащая словарный запас профессиональной терминологией.
Ребенок учится разбираться в таких понятиях, как графика, композиция, рисунок, живопись на примере великих мастеров, а также при помощи самостоятельной практической деятельности. В непринужденной манере, при помощи интересно составленных таблиц, ребенок постигает азы сложных законов. Красота и богатство природных красок постигается на примере этюдов осенних листьев. От плоской формы переходим к объемным предметам. Изучается взаимовлияние цветов на примере этюда с грушей. Рассматривается груша на теплом, холодном и сером фоне. Решается задача, какие цветовыми нюансами обогащается цвет груши в зависимости от цветового строя фона. Далее идет знакомство с натюрмортом, в котором используются предметы окружающего ребенка быта самой простейшей формы. На примере этих натюрмортов ребенок постигает многообразие цветов и их единство, красоту и цветовое богатство мира.
Идет постоянный акцент на цельность восприятия натуры, «цельность видения». Ребенок учится разговаривать с натурой и понимать ее язык, смотреть и видеть.
Наряду с этим идет техническая отработка владения гуашью, как одним из живописных материалов, а также отрабатываются приемы акварельной живописи.
В практической работе ребенок постигает разницу акварельной и гуашевой живописи. На примере этюда на сближенные цветовые сочетания идет анализ цветотоновой характеристики натюрморта. А именно, закрепляются ранее изученные параметры «насыщенность», «светлота», «цветовой тон» на примере таблиц.
Далее рассматриваются этюды простейших предметов на холодном фоне и на теплом, т. е. ребенок визуально воспринимает, как меняется цветовой строй натюрморта в зависимости от среды. В итоговый натюрморт за полугодие вводится белая кружка. Ребенок постигает сложность и красоту белого тона.
Изучаются рефлексы. Уже на основе всего изученного со 2 – го полугодия учащиеся приступают к натюрморту из предметов быта более сложной формы. Натюрморт решается в технике акварельной живописи с целью закрепления навыков работы акварелью. Далее полутворческий натюрморт в тепло – холодной гамме декоративного плана (гуашь).
Из этого задания плавно вытекает задание с натюрмортом на цветном фоне, когда ребенок решает задачу, как им выбранный фон влияет на цвет натюрморта, цвет предметов в зависимости от среды.
Далее выполняется натюрморт на ограниченное количество цветов, где решаются задачи на насыщенность, светлоту, цветовой тон.
Следующий натюрморт перекликается с ранее выполняемым, но здесь усложняется форма предметов и решаются задачи цвета на свету, в тени.
«Красный натюрморт» призван раскрыть секреты цвета. Сделав предварительно цвето – тоновой анализ натюрморта, ребенок разбирается в нюансах красного.
Итоговый натюрморт за год выполняется с творческим подходом, применением суммы накопленных знаний за год. 1 класс – это базовая совокупность знаний и умений, необходимых для решения дальнейших более сложных живописных задач.
1 класс
1 полугодие
Тема 1: Вводное занятие. Посадка за мольбертом. Знакомство с материалом(акварель, гуашь). Основы цветоведения. Хроматические, ахроматические цвета. Спектр. Теплые и холодные цвета. Три основных цвета. Контрастные, дополнительные цвета.
Задание: Понятия хроматических, ахроматических цветов. Заливка на примере трех основных цветов. Получение составных цветов при помощи смешивания основных. Понятие спектра. Упражнения на теплые и холодные цвета.
Цель: Изучение основных свойств цветов.
Задачи: Знакомство с основами цветоведения. Отработка смешивания красок. Работа с палитрой.
Материалы: Формат А -4 -3 -4 шт., акварель, гуашь.
Тема 2: Цветовая характеристика.
Задание: Упражнения на насыщенность, цветовой тон, светлоту – три параметра, характеризующие цвет. Работа ведется с тремя основными цветами. Цветовой тон на примере заливки основных цветов. Передача светлоты в акварели, гуаши. Светлота цвета разбирается на примере придуманной учеником формы , например яблоко, паровозик, вазочка и т. п.
Цель: Изучение понятия насыщенность, светлота, цветовой тон ( Помидор – красный, огурец – зеленый, лимон – желтый и т. д.)
Задачи: Работа с черной краской, белилами в гуаше, вода – в акварели.
Выявление изменения насыщенности цвета от наличия черного или белого.
Изменение тона от наличия белого или воды в акварели.
Материалы: Формат А4, 3-4 шт., акварель, гуашь.
Тема3: Цветовая характеристика спектральных цветов.
Задание: Упражнения на насыщенность. Таблица «Черепаха».
Цель: Закрепление знаний о насыщенности.
Задачи: Проанализировать, как меняется цветовая насыщенность от вливания черной краски.
Материалы: Формат А3, гуашь.
Тема4: Теплохолодность.
Задание: При помощи механического смешивания красок получение более теплого или холодного цвета. Работа с палитрой.
Цель: Закрепление понятий о теплом и холодном цвете.
Задачи: Проанализировать, как меняется теплохолодность при добавлении теплого или холодного цветов.
Материалы: Формат А3, гуашь, таблица.
Тема5: Этюды осенних листьев.
Технические приемы работы акварелью, гуашью.
Задание: Этюды осенних листьев различных пород деревьев. Три этюда акварелью, три – гуашью.
Цель: изучение основных приемов работы акварелью, гуашью.
Задачи: передача богатства цветовых нюансов. Цветовой анализ. Цельность восприятия натуры. Композиция листа бумаги.
Материалы: Формат пол листа ватмана, акварель, гуашь.
Тема 6: Взаимовлияние цветов на примере этюда плода.
Задание:На одном формате выполняется три этюда плода в различной среде
( теплой, холодной, нейтральной).
Цель: Влияние среды на предметный цвет. Локальный цвет предмета, ее изменение под воздействием среды.
Задачи: Компоновка. Решение рефлексов. Работа по пятнам, без объема.
Материалы: около ½ ватмана, гуашь.
Тема 7: Натюрморт на сближенные цветовые сочетания.
Задание: Понятие о цветовых отношениях и тонких различий цвета. Решение формата листа. Передача основных цветовых отношений основными цветовыми пятнами.
Цель: Цветовой анализ натюрморта, выполненного в зеленой гамме.
Задачи: Разбор по трем цветовым параметрам.
Материалы: Формат А4, гуашь.
Тема 8: Натюрморт из 3-х предметов на светлом фоне.
Задание: Композиционное решение. Цвето – тоновая характеристика. Отработка акварельной техники.
Цель: Изучение приемов акварели. Изучение понятий насыщенности цвета и ее изменение в условиях свето – воздушной среды.
Задачи: Передача цветовой гармонии, единства цвета.
Материалы: Формат А4, акварель.
Тема 9: Натюрморт на холодном фоне.
Задание: Цветовой этюд натюрморта на холодном фоне.
Цель: Проанализировать, как меняется цветовой строй натюрморта под воздействием холодной среды.
Задачи: Общее колористическое решение в более холодной гамме.
Материалы: Формат А4, гуашь.
Тема 10: Натюрморт из тех же предметов в теплой гамме.
Задание: Этюд натюрморта из двух предметов в теплой среде.
Цель: Изучение влияния теплой среды на предметный цвет натюрморта.
Задачи: Передача изменений цвета от окружения.
Материалы: Формат А4, гуашь.
Тема 11: Итоговый натюрморт за полугодие с введением белого предмета.
Задание: Этюд натюрморта из двух предметов быта с применением белого предмета.
Цель: Выявление полученных знаний и навыков при выполнении зачетной работы.
Задачи: Анализ композиционного построения. Цвето – тоновой анализ. Рефлексы. Взаимовлияние цветов. Цельность восприятия натуры.
Материалы: Формат А3, гуашь.
2 полугодие
Тема 12: Натюрморт из двух предметов.
Задание: Этюд натюрморта на холодном фоне с введением теплой драпировки.
Цель: Изучение влияния холодной среды на цветовую характеристику предметов натюрморта. Пронаблюдать,как рефлексирует теплая драпировка.
Задачи: Передача цветовых рефлексов – теплых, холодных. Анализ цветового строя натюрморта.
Материал: Формат А3, акварель.
Тема13: Натюрморт из тех же предметов в тепло – холодной гамме.
Задание: Натюрморт решается в плоскостном варианте, декоративный прием в решении.
Цель: Тепло – холодность рефлексов.
Задачи: Передача рефлексов и цветовых нюансов по плоскостям. Творческое отношение к натуре. Эмоциональность восприятия цветовых отношений.
Материалы: Формат А3, гуашь.
Тема14: Натюрморт на цветном фоне.
Задание: Этюд выполняется на тонированном фоне.
Цель: Взаимовлияние цветов.
Задачи: Влияние общего цветового строя листа на цвет предметов, введение их в среду. Кто – то выполняет на синем фоне, на красном, на зеленом. Отношения берутся с натуры.
Материал: Грунтованная бумага А3, гуашь.
Тема 15: Натюрморт из двух предметов на ограниченное количество цветов.
Задание: Этюд на разбор по трем параметрам.
Цель: Закрепление понятий цветовой характеристики.
Задачи: Цвето – тоновой анализ. Решение большими локальными пятнами на свету, в тени.
Материалы: А 3, гуашь.
Тема 16: Натюрморт из двух предметов в сближенной цветовой гамме(зеленой).
Задание: Этюд натюрморта с разбором цветовых параметров.
Цель: Рассмотрение цветовых отношений.
Задачи: Композиционное построение. Цвето – тоновая характеристика. Работа цветовыми отношениями.
Материалы: А3, гуашь.
Тема17: «Красный натюрморт»
Задание: Этюд в красной цветовой гамме.
Цель: Нахождение цвето – тоновых отличий. Цельность видения.
Задачи: Передача цветовых нюансов, рефлексов.
Материалы: А3, гуашь.
Тема18: Итоговый натюрморт.
Задание: Выявление знаний, умений, навыков, полученных учащимися за курс обучения.
Цель: Итоговая проверка применения теоретических знаний и практических навыков в выполнении экзаменационной работы.
Задачи: Компоновка, построение. Работа живописно – декоративного плана. Возможен плоскостной вариант построения.
Материалы: А 2, гуашь.